Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости

Интегрированный урок по биологии и химии на тему "Химический состав, строение и совйства костей". Задачи урока: образовательная: обобщить знания об основных функциях скелета; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы. Проблема, которую призван решить урок: От чего зависит прочность кости? В результате изучения данной темы учащиеся должны знать: а химический состав кости, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости; б особенности строения кости; определение и значение понятий: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг; уметь: характеризовать зависимость свойств кости от её состава и строения. Учащиеся вместе с учителем химии заранее готовят прокалённые и декальцинированные кости для опыта. Часть костей прокаливают в муфельной печи или в духовкедругую часть костей помещают в раствор соляной кислоты 10% для растворения неорганических веществ. Структура урока: Актуализация знаний учащихся и целеполагание. Как вы уже догадались из просмотренного фильма, тема нашего урока напрямую связана со строением опорно-двигательной системы. И вы, конечно же, правы! Урок не совсем обычный — мы подготовили его совместно с учителем химии, для того, чтобы лучше разобраться в особенностях свойств и строения кости со стороны двух смежных предметов. Слайд 1 Слайд 2 Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока. Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей. Слайд 3 Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. Воспроизводящая беседа и тест. Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата? Назовите отделы скелета и покажите их на модели скелета человека. Сегодня мы предлагаем вам самим оценить свою работу на уроке. Нам предстоит выполнить три задания: тест, лабораторный опыт и разгадать кроссворд. Перед вами оценочный листв него вы будете вносить оценки. В конце урока нужно поставить итоговую оценку, а так же оценить урок в целом и написать отзыв о. Подпишите свой оценочный лист и приступайте к выполнению теста. Вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета. Листочки с заданием лежат у вас на столе. Слайд 4 Отделы скелета: Названия костей Скелет туловища: а затылочная кость Скелет головы: б грудина Скелет конечностей: в лучевая кость г скуловая кость д ребро е бедренная кость. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. Переходим к главному этапу урока. Биология и химия — естественные науки. Они тесно взаимосвязаны и сегодня мы убедимся в этом на примере данного урока. Слайд 6 Для химиков очень важна логическая взаимосвязь понятий: она является для химиков основной при изучении веществ учитель прикрепляет карточки схемы на доске, учащиеся записывают в тетради. Интересно проследить эту взаимосвязь на примере веществ, из которых состоит костная ткань. И химия нам в этом первая помощница, ведь химия — это наука о чем? Кость состоит из чего? Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, среди них — известные нам: CaCO 3; MgCO 3; Ca 3 PO 4 2; Mg 3 PO 4 2. Учитель показывает карточки с формулами солей — ученики называют вещества. Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определёнными свойствами. Слайд 8 - Какие свойства кости позволяют ей выполнять свои функции? И очень важным свойством кости является прочность. По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами медью, железом. Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Слайд 9 Кость очень прочна, а почему? Влияет ли состав кости на её свойства? Слайд 10 Вы знаете, что для опыта нам нужны три кости животных: нормальная, прокаленная и декальцинированная. Спасибо всем, кто принял участие в подготовке опыта. Мы выяснили, что кость состоит из органических ОВ и неорганических веществ НВ. Запись на доске: - Из каких веществ состоит прокалённая кость? Итак, сравним свойства прокаленной, декальцинированной и нормальной кости и ответим на вопрос: какие вещества определяют прочность кости? Перед вами инструкционная карта. Читаем задание и выполняем. Проверяем заполнение таблицы по слайду. Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 - Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости? Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства? Рассмотрим строение кости, и докажем что ее свойства зависят от строения. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение. Слайд 14 Слайд 15 Снаружи кость покрыта надкостницей — тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний — более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний — тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний — образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости. Под надкостницей находится плотное компактное вещество — костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются не хаотично, а по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости. За компактным веществом прячется губчатое. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах эпифизах трубчатых костей. Приведите примеры указанных типов костей. В красном костном мозге находятся клетки крови их предшественники, жировые клетки, кровеносные сосуды и межклеточное вещество. Красный костный мозг — орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток. Губчатое вещество - более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. Они в основном параллельны костной оси и многократно соединяются друг с другом. Именно такие костные трубочки работают на сжатие и на изгиб, поэтому кости обладают значительным запасом прочности. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни — Эйфелевой. Слайд 16 Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг. Переходим к заключительному этапу урока. Мы предлагаем вам разгадать кроссворд, в который входят основные понятия урока. Впишите по вертикали нужные слова и по горизонтали вы получите слово, расшифруйте его смысл. Вариант 1 — отвечает на вопросы 1-5, вариант 2 — 6-10. З а д а н и е Впишите нужные слова по вертикали. В выделенных клетках по горизонтали вы прочитаете слово, расшифруйте его смысл. Свойство кости, обусловленное единством органических и неорганических веществ. Неорганические вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка. Вещество кости, состоящее из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки. В ячейках находится красный костный мозг. Совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Вещества, которые обеспечивают твёрдость кости. Химический элемент, входящий в состав костей. Свойство кости, которое зависит от органических веществ. Разновидность соединительной ткани, из которой образован скелет. Кто первым разгадает кроссворд, поднимите руку. Победителям вручается приз — молоко. Слайд 19 С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических. В нашей школе по данным медосмотра у 36 учащихся нарушение осанки, в среднем звене — 18 человек уже испортили свою осанку. Не попадайте в их число! Здоровье — самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание. Об этом расскажет учитель биологии. Слайд 20 Учитель биологии. Выдающийся русский анатом Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком и мясом, соотношение неорганических и органических веществ было примерно 1:1. Несколько меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании, и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2. При недостатке неорганических веществ в кости, а именно солей фосфора и кальция, развивается заболевание, которое носит название — рахит. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина D и солнечного света. В результате в такой кости соотношение неорганических веществ к органическим составляет 1:4, тогда как в нормальной кости 3:1. Кости ребенка, страдающего рахитом, мягкие, гибкие. Кости черепа, таза, грудной клетки, нижних конечностей деформируются. Профилактикой такого заболевания служит правильное сбалансированное питание, направленное на нормализацию нарушенных обменных процессов. Необходимо вводить в питание овощные продукты, белки и жиры, также употреблять фруктовые и овощные соки, крупяные каши, яйца и витамины группы B и Все перечисленные продукты представлены на нашей выставке здорового питания. Как вы считаете, цель урока нами достигнута? А сейчас заполните лист учета, поставьте себе оценку за урок, а так же напишите отзыв об интегрированном уроке. Заключение, просмотр фрагмента фильма, вручение подарков. На память об этом уроке мы угощаем вас творожными сырками. Победителю викторины мы вручили молоко. Как вы думаете, почему мы выбрали такие подарки? Надеемся, что старания химиков и биологов не напрасны. Следите за своей осанкой, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Желаем, чтобы ваши косточки были здоровы, а вы были всегда такими гибкими и пластичными. Урок заканчивается демонстрацией фрагмента фильма, где показана красота и пластичность танца или спортивных упражнений. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».



copyright © rusobrnauka.ru